Надежность автомобиля учебное пособие
Надежность автомобиля учебное пособие
Литература
1. Зорин В. А. Надежность механических систем : учебник / В. А. Зорин. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 380 с. — (Выс-шее образование). — www.dx.doi.org/10.12737/7596. — Режим доступа : http://znanium.com/catalog/product/872797
2. Долгин В. П. Надежность технических систем : учеб. по-собие / В. П. Долгин, А. О. Харченко. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 167 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://znanium.com/catalog/product/944892
3. Тимошенков С. П. Основы теории надежности : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. П. Тимошенков, Б. М. Симонов, В. Н. Горошко. — Мо-сква : Юрайт, 2019. — 445 с. — (Бакалавр. Академический курс). — Текст электронный. — URL : https://biblio-online.ru/bcode/433079. — Режим доступа: ЭБС Юрайт [сайт]. — ISBN 978-5-9916-8193-3.
4. Леонова, О. В. Надежность механических систем [Элек-тронный ресурс] : учебное пособие. — М. : Альтаир–МГАВТ, 2015. — 180 с. — Режим доступа : http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=537744
Перечень основных вопросов к экзамену
1. Основные понятия, термины и определения курса.
2. Цель изучения дисциплины, метод и предмет дисциплины.
3. Основные понятия курса ОНРТС.
4. Методика поиска причин отказов технических систем.
5. Классификация отказов.
6. Сбор и обработка информации об отказах.
7. Влияние трения и смазочных материалов на работоспособность техни-ческих систем.
8. Усталость материалов элементов машин.
9. Элементы теории надежности технических систем.
10. Законы, отражающие изменение и прекращение работоспособности технических систем.
11. Методы оценки измерительной информации
12. Моделирование измерительной информации, получаемой при оценке работоспособности технических систем.
13. Методы оценки адекватности математических моделей эксперимен-тальной информации.
14. Современные методы анализа измерительной информации, исполь-зуемые при оценке работоспособности технических систем.
15. Критерии работоспособности технических систем.
16. Показатели интенсивности эксплуатации изделий
17. Определение вероятности безотказной работы узлов и механизмов.
18. Единичные показатели надёжности.
19. Комплексные показатели надёжности
20. Стратегии и тактики обеспечения работоспособности.
21. Влияние смазочных материалов на работоспособность технических систем.
22. Критерии работоспособности технических систем
23. Схема постоянных состояний или событий объекта.
24. Марковские случайные процессы. Уравнение Колмогорова.
25. Трение и износ деталей автомобиля в процессе эксплуатации. Перио-ды изнашивания.
26. Классификация видов износа.
27. Общепринятые показатели работоспособности элементов машин.
Надежность машин и механизмов
Скачать книгу
О книге «Надежность машин и механизмов»
Изложен курс дисциплины «Надежность машин и механизмов». Показано, как с помощью методов теории надежности можно решать вопросы обеспечения надежности строительных машин, оборудования и механизмов на разных этапах (проектирования, производства и эксплуатации) жизненного цикла машин и механизмов; раскрыты математические, инженерные, организационные и управленческие аспекты надежности машин. В необходимых случаях приведены примеры решения задач. Для студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Механизация и автоматизация строительства»). Может быть полезен студентам, изучающим дисциплину «Надежность механического оборудования и комплексов» по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (профиль «Механическое оборудование и технологические комплексы строительных материалов, изделий и конструкций») и дисциплину «Надежность машин и оборудования» по направлению подготовки 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы (профиль «Подъемно-транспортные, строительные, дорожные машины и оборудование»). Представляет интерес для конструкторов, производственников и специалистов, эксплуатирующих строительную технику.
На нашем сайте можно скачать книгу «Надежность машин и механизмов» в формате pdf или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Учебное пособие : «Надежность машин и управление качеством»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
НАДЕЖНОСТЬ МАШИН И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
по проведению практических занятий
по теме 2.2 МДК.02.02.Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию, ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования ПМ.02. Техническое обслуживание и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ
23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
(по отраслям) (на железнодорожный транспорте)
среднего профессионального образования
Московского учебного центра профессиональных квалификаций –
структурного подразделения Московской железной дороги –
Учебное пособие разработано в соответствии с примерной программой профессионального модуля ПМ.02 Техническое обслуживание и ремонт подъемно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования в стационарных мастерских и на месте выполнения работ МДК 02.02 Диагностическое и технологическое оборудование по техническому обслуживанию, ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования тема 2.2. Надежность машин и управление качеством по специальности 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям) (на железнодорожном транспорте).
Рассматриваются основные понятия и определения теории надежности, физическая сущность и закономерности изменения технического состояния машин; факторы, определяющие интенсивность изнашивания; основные методы получения и анализа информации об отказах и неисправностях; обеспечения надежности машин на этапах проектирования, производства и эксплуатации. Рассматриваются вопросы рациональной организации технической эксплуатации машин, обоснования периодичностей и трудоемкостей технических воздействий при проведении ТО и ремонтов, снижению трудовых и материальных затрат на поддержание машин в работоспособном состоянии.
Пособие имеет цель научиться определять расчетные показатели надежности; основные методы оценки качества и надежности объектов и специальную терминологию, способы обеспечения и поддержания надежности подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин в эксплуатации; основные принципы вероятностного прогнозирования ресурса объектов; обрабатывать статистическую информацию о безотказности, ремонтопригодности и долговечности объекта; составлять донесение об отказе, систематизировать статистическую информацию; обрабатывать результаты эксперимента.
Предназначено для студентов техникумов и колледжей специальностей 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям) (на железнодорожном транспорте), слушателей дорожно – технических школ (некоторые разделы), а также для инженерно- технических работников предприятий железнодорожного транспорта.
Раздел 1. Основные понятия и определения надежности машин
Общие понятия науки о надежности
Термины и определения
Элементы теории вероятностей, используемые в теории надежности
Понятие о теории надежности.
Законы распределения наработок машин, их агрегатов, деталей и систем.
Количественные показатели надежности
Комплексные показатели надежности
Раздел 2. Причины потери машиной работоспособности
2.1. Источники и причины изменения начальных параметров машины
2.2. Процессы, снижающие работоспособность изделия
2.3. Классификация процессов, действующих на машину по скорости их протекания
2.4. Виды повреждений деталей и сопряжений
2.5. Параметрическая надежность машин
2.6. Отказы машин и элементов
2.7. Оценка предельного состояния изделия
2.7.1. Предельные величины износа деталей
2.7.2. Критерии оценки предельного состояния изделия
Раздел 3 Надежность сложных систем
3.1. Общие представления о сложных системах
3.2. Сложные системы с последовательным соединением элементов
3.3. Сложные системы с параллельным соединением элементов
3.4. Сложные системы с комбинированным соединением элементов
3.5. Системы с резервированием элементов
3.6. Оценка параметрической безотказности и долговечности изделий
3.7. Безотказность сложной системы при установившемся потоке отказов
Раздел 4. Износ машин
4.2. Природа и классификация процессов изнашивания
4.4. Показатели износостойкости
4.5. Оценка и прогнозирование ресурса соединений
4.6. Моральное старение машин
Раздел 5. Обеспечение надежности машин на этапах проектирования и изготовления
5.1. Конструктивные методы обеспечения надежности машин
5.1.1 Оптимизация компоновочного решения машины
5.1.2. Рациональный выбор материалов деталей
5.1.3. Оптимизация геометрической формы деталей узлов трения
5.1.4. Обеспечение нормальных условий работы
5.1.5. Повышение уровня ремонтопригодности
5.1.6. Резервирование элементов и систем
5.2. Обеспечение надежности машин при их производстве
Раздел 6. Основные способы получения информации о надежности
6.1. Планы испытаний на надежность
Раздел 7. Определение параметров контрольных испытаний ограниченной продолжительности работы
Раздел 8. Реализация и восстановление надежности при эксплуатации машин
8.1 Факторы, влияющие на надежность машин в период эксплуатации
8.2 Техническое обслуживание и ремонт машин
8.2.1 Сущность и значение системы планово – предупредительного технического обслуживания и ремонта путевых машин и механизмов
8.2.2 Основные термины и определения
8.2.3 Основные работы по техническому обслуживанию и ремонту путевых машин и механизмов
8.3. Диагностика технического состояния машин
8.3.1.Основные понятия и определения технической диагностики
8.3.2. Диагностические нормативы
8.4. Машина как объект диагностирования
8.4.1. Машина как система элементов
8.4.2. Распределение остаточного ресурса
8.4.3. Изменение структурных параметров машины
8.4.4. Структурно – следственная модель объекта диагностирования
8.4.5. Функциональная модель объекта диагностирования
8.4.6. Контролепригодность машины
8.5 Методы диагностирования машин
8.5.1 Методы безразборной диагностики машин
8.6. Средства технического диагностирования и их классификация
8.7. Направления поддержания и восстановления уровня надежности машин.
8.7.1. Повышение сопротивляемости машин внешним воздействиям
8.7.2 Изоляция машин от вредных воздействий
8.7.3. Создание оптимальной конструкции машины
8.7.4. Применение автоматизации для повышения надежности машин
8.7.5 Создание машин с регламентированными показателями надежности
Термины и определения (подбор по разделам)
В связи с развитием технического прогресса все более актуальными становятся вопросы повышения надежности разнообразных технических устройств и систем – механизмов, машин, аппаратов, систем автоматики, станков, электронного оборудования, гидравлического, пневматического и электрического приводов машин и т.д. Надежность является важнейшим технико – экономическим показателем качества любого технического устройства или системы. В связи с этим при широком применении машин и исполнительных механизмов в системах управления производственными процессами технический уровень производства в большей степени определяется надежностью этих машин и систем. Отказы машин и систем в процессе эксплуатации наносят значительный ущерб промышленности и транспортному строительству.
В настоящее время быстрыми темпами развивается путевая техника, создаются новые высокопроизводительные и дорогостоящие машины. Растут требования и к качеству грузоподъемных, путевых, строительных, дорожных машин и оборудования (ПСДМ). Важнейшим показателем качества является надежность машин, от которой в значительной степени зависит эффективность использования ПСДМ.
Современные машины используются в разнообразных климатических условиях. К этим условиям относятся: изменение температуры и давление окружающего воздуха, высокая влажность, различные агрессивные среды, удары и вибрации, высокие механические перегрузки и т.д. Все эти факторы скрывают неблагоприятное влияние на надежность ПСДМ.
Несмотря на разнообразие машин и условий их работы, формирование показателей надежности происходит по общим законам, подчиняется единой логике событий, и раскрытие этих связей является основой для оценки, расчета и прогнозирования надежности, а также для построения рациональных систем производства, испытания и эксплуатации машин.
Для выполнения этой задачи разработана система понятий и взглядов, которая позволяет различные стороны и взаимосвязи этой проблемы объединить в одно целое и установить роль, значение и пропорции всех составных частей.
Надежность аккумулирует и синтезирует все то, что способствует повышению работоспособности ПСДМ и их составных частей, она является отражением достижений в области проектирования, технологии и эксплуатации машин.
Следует подчеркнуть, что наука о надежности не рассматривает вопросов достижения определенного уровня показателей качества машин – их точности, мощности, КПД, производительности – это задача других наук, а рассматривает процесс изменения этих показателей с течением времени.
Надежность – это один из основных показателей качества изделий, проявляющийся во времени и отражающий изменения, происходящие в машине на протяжении всего времени ее эксплуатации. Следовательно, надежность машинной системы характеризуется вероятностью безотказной работы в течение заданного промежутка времени.
Под отказом в теории надежности понимается событие, после возникновения которого изделие утрачивает свою способность выполнять заданные функции. В общем случае под отказом следует понимать не только непредвиденную остановку машины (системы) из–за случайной ее неисправности, но также и вынужденное прекращение ее работы для выполнения необходимого ремонта и обслуживания. Поэтому к отказу в работе нужно относить все выходы из рабочего состояния.
Статистика отказов, является основным источником информации для суждения о надежности изделия, но это лишь сигнал обратной связи, дающий представление о том, насколько конструкция, технология и условия эксплуатации обеспечили желаемые показатели надежности (как правило, такая информация поступает с большим опозданием, когда серия машин уже запущена в эксплуатацию). Поэтому не статистические данные, а расчет и прогнозирование возможного поведения машины в предполагаемых условиях эксплуатации, технологическое обеспечение заданных показателей качества, специальные испытания и регламентация условий эксплуатации машин являются основой для управления надежностью и обеспечения ее требуемого уровня.
Надежность сложной машины или оборудования зависит от надежности работы всех ее элементов. Например, надежность двигателя внутреннего сгорания, как сложного устройства, зависит от надежности работы ее основных частей – шатунно-поршневой группы, газораспределительного механизма, подшипников, деталей системы питания, системы смазки и охлаждения и др. Теория надежности различает три характерных типа отказов, которые внутренне присущи машине или любому изделию и проявляются независимо от обслуживающего персонала. К ним относятся:
— приработочные отказы, которые возникают на раннем периоде эксплуатации и в большинстве происходят вследствие недостатков технологии производства и недостаточного качества контроля деталей при их изготовлении и сборке;
— отказы, возникающие в машинах при неправильной их эксплуатации при интенсивном износе отдельных деталей. Эти отказы могут быть ограничены, за счет своевременной замены изношенных деталей новыми во время ремонта;
— внезапные отказы в период нормальной эксплуатации машин, которые возникают случайно и не могут быть устранены ни наладкой, ни более высоким качеством обслуживания. Такие отказы возникают в результате скачкообразного изменения характеристик или параметров машины под влиянием внезапных перегрузок или других факторов.
Теория надежности машин не может претендовать на законченность, так как некоторые вопросы этой теории еще недостаточно разработаны и нуждаются в уточнении. Имеющиеся опубликованные неполные статистические данные об уровне надежности различных типов эксплуатируемых машин в настоящее время в связи с интенсивным развитием новых методов проектирования и производства уже недостаточно полно отражают фактическое состояние проблемы надежности, в особенности на фоне совершенствования конструкций, появления новых материалов для них и т.д. Теория надежности машин охватывает широкий круг вопросов, отражающих общую теорию надежности, вопросы проектирования, технологии производства и эксплуатации машин. В связи с этим ознакомление с этой проблемой требует знаний в области конкретных изделий и математической подготовки.
ЛЕКЦИЯ 5. Понятие о качестве и надежности автомобиля
1 1 ЛЕКЦИЯ 5. Понятие о качестве и надежности автомобиля ОМСК 2003
2 Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия Кафедра «Эксплуатация и ремонт автомобилей» 2 УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой Н. ПЕВНЕВ 2003 г. ЛЕКЦИЯ 5. Понятие о качестве и надежности автомобиля Разработал Обсуждены на заседании доцент кафедры кафедры А. БОКАРЕВ 2003 г г. Протокол ОМСК-2003
3 Содержание 3 Введение 4 1 Понятие о качестве и технико-эксплуатационных свойствах автомобилей..7 2 Надежность автомобилей.11 3 Реализуемые показатели качества автомобилей и парков 13 Заключение..18 Список использованных источников 19
4 Введение 4 В современных условиях за автомобильным транспортом сохраняется ведущее положение в транспортном процессе по обслуживанию отраслей экономики России и населения. Такое положение объясняется тем, что автомобильный транспорт обладает высокой мобильностью и гибкостью доставки грузов и пассажиров точно в срок. Указанные свойства автомобильного транспорта во многом определяются уровнем технического состояния автомобилей и автотранспортных парков и зависят, во-первых, от надежности конструкции автомобилей, во-вторых, от мер по обеспечению их технического состояния в процессе эксплуатации. При этом, автомобильный транспорт продолжает оставаться из наземных видов транспорта наиболее ресурсоемким и опасным для населения и окружающей среды. Автомобильный транспорт расходует более 60 % топлива нефтяного происхождения, 70 % трудовых ресурсов, вызывает более 96 дорожнотранспортых происшествий. На автомобильный транспорт приходится % загрязнения окружающей среды. При этом не менее 25 % загрязнений объясняется техническим состоянием автомобилей и производственной деятельностью автомобильных предприятий. В настоящее время существенно повысились государственные требования к техническому состоянию, дорожной и экологической безопасности автотранспортных средств при производстве и эксплуатации, которые приближаются к международным. Обеспечение этих требований в течении всего периода эксплуатации автомобилей, возможно при качественной работе инженернотехнической службы, определяемой квалификацией персонала и использованием при ТЭА методов, оборудования и технологий, адекватных уровню конструкции автомобиля. Ряд из отмеченных тенденций не могло не сказаться на уровне работоспособности автомобилей. Так по данным Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта России коэффициент технической готовности грузовых автомобилей подотрасли «Автомобильный транспорт» сни-
5 5 зился от 0,8 в 1991 г. до 0,75 в 1998 г. При этом грузовые автомобили использовались менее интенсивно: средний суточный пробег сократился с 42 до 20 тыс. км; продолжительность работы в течении суток с 9,5 до 8,7 ч.; коэффициент использования пробега с,64 до 0,53. Аналогичная ситуация в автобусном парке подотрасли ТЭА: коэффициент технической готовности сократился за тот же период с 0,98 до 0,78; средний суточный пробег с 236 до 219 км; продолжительность работы с 11,5 до 10,5 ч. в сутки; средний годовой пробег с 61,6 до 50,6 тыс. км. Из выше сказанного видно, что роль ТЭА в единой транспортной системе страны значительна и возрастает. Такое положение объясняется тем, что автомобиль может участвовать в транспортном процессе, если он технически исправен и работоспособен. Отсюда видно, ТЭА обеспечивает работоспособность автомобильного парка. Однако ТЭА еще не в полной мере удовлетворяет потребностям экономики страны и всего населения в перевозках. Например, трудоемкость ТО и ремонта может составлять ежегодно от норм-ч; на автомобильный транспорт приходится до 40 % выброса вредных веществ в атмосферу; неисправные автомобили являются источниками 5 8 % дорожно-транспортных происшествий;. Не достаточно полное удовлетворение потребностей страны и населения в перевозках свидетельствует о наличии проблемы в области деятельности автомобильного транспорта. Проблема заключается в повышении эксплуатационной надежности автомобилей Существующая проблема предопределила необходимость решения ряда задач, в том числе и задач по поддержанию показателей качества автомобиля, которые изменяются в процессе эксплуатации автомобилей. Указанная задача являются одной из основных задач ТЭА, которая в целом непосредственно обеспечивается и решается инженерным персоналом автотранспортных предприятий.
6 6 Таким образом, из выше сказанного следует, что одной из задач ТЭА является обеспечение на нормированном уровне или близкому к нему показателей качества автомобиля в течении всего срока эксплуатации. Указанная задача непосредственно решается инженерном составом АТП за счет обеспечения работоспособности и реализация потенциальных свойств автомобиля, заложенных при его создании Актуальность темы лекции «Понятие о качестве и надежности автомобилей» предопределили необходимость рассмотрения в лекции следующих вопросов: 1 Понятие о качестве и технико-эксплуатационных свойствах автомобилей 2 Надежность автомобилей 3 Реализуемые показатели качества автомобилей и парков
10 А и В модели автомобилей; 10 а начальные значения качества П к1 : П ка1 > П кв1, П ка> П кв; б стабильность показателя П к интенсивность изменения показателя П к по мере старения изделия: П к1 : П ка1 > П кв1, П ка> П кв; в срок службы до списания t сп : t сп1 П к (t сп2) Рис. 1.2 Факторы, влияющие на реализуемые показатели качества автомобилей Стабильные ТЭС характеризуются тем, что количественное значение показателя качества П к (t)=const в процессе эксплуатации не изменяется. Например, габаритные и весовые показатели, грузоподъемность, вместимость и др. Нестабильные ТЭС характеризуются тем, что количественные значения показателя качества П к (t) const в процессе эксплуатации ухудшаются. Например, производительность, топливная экономичность, динамичность (табл.1.1). Таблица 1.1 Изменения некоторых показателей качества грузового автомобиля Пк(t), % Время эксплуатации Годовая производительность Годовые затраты на ТО и ремонт В среднем В значительной степени стабильность ТЭС автомобилей определяется их надежностью.
11 11 2 Надежность автомобилей Надежность это свойство любого изделия, в том числе и автомобиля, сохранять при наработке (времени, пробегу) в заданных пределах показатели всех параметров, определяющих способность выполнения изделием требуемой функции. Иногда говорят, что надежность это качество изделия, развернутое во времени. Надежность является сложным свойством, которое в зависимости от назначения изделия и условий его применения включает в себя безотказность, долговечность, сохраняемость и ремонтопригодность. Безотказность это свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течении определенной наработки (времени или пробега). Для оценки безотказности применяются: вероятность безотказной работы; средняя наработка до отказа и между отказами; интенсивность отказа для невосстанавливаемых изделий; параметр потока отказов для восстанавливаемых изделий. Применительно к автомобилю обычно рассматривают безотказность в течении смены; в течении заданной наработки, например, для междугородних или международных перевозок; или между очередными видами ТО. В последнем случае, показатели безотказности характеризуют эффективность и качество ТО. Долговечность это свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе проведения работ по поддержанию (ТО) и восстановлению (ремонту) работоспособности. К основным показателям долговечности относятся: средний ресурс и средний срок службы; гамма-процентный ресурс и гамма-процентный срок службы; вероятность достижения предельного состояния. При определении надежности эти показатели рассматриваются как для отдельных деталей, так и для агрегатов и автомобилей в целом.
12 12 Для деталей указные показатели определяются при проведении их ремонта или, что реже, при списании деталей. Для агрегатов определяются ресурсы до ремонта и между ремонтами. Для автомобилей, кроме ресурсов до ремонта, определяются и нормируются, как правило, сроки службы до их списания. Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) это свойство автомобиля, которое заключается в его приспособлении к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта. Основными показателями ремонтопригодности являются: средние продолжительность и трудоемкость выполнения операций ТО и ремонта, которые применяются при нормировании и сравнении различных автомобилей; определяются также вероятность выполнения операций ТО и ремонта в заданное время и гамма-процентное время выполнения операции ТО или ремонта. Эти показатели необходимы для определения возможности проведения операций в заданное время. Для характеристик ремонтопригодности используются ряд частных показателей, определяющих влияние конструктивных особенностей автомобиля трудоемкость и продолжительность его ТО или ремонта. К ним относятся, например, абсолютное или относительное количество мест (точек) ТО на автомобиле и их доступность, а также трудоемкость снятия узлов, агрегатов и деталей, число видов применяемых эксплуатационных материалов, номенклатура необходимого оборудования и инструмента и др. Сохраняемость это свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течении и после хранения и транспортирования. Сохраняемость характеризуется средним и гамма-процентными сроками сохраняемости изделий. На автомобильном транспорте эти показатели применяются: для автомобилей при длительном их хранении (консервации), транспортировании; для материалов (масел, жидкостей, красок) и некоторых видов
13 13 изделий (шин, аккумуляторных батарей и др.) при их кратковременном и длительном хранении. Для изделий, отказы которых представляют угрозу для людей, персонала и окружающей среды, применяют такие понятия как «безопасность» и «живучесть». Безопасность это свойство изделия не создавать или минимизировать угрозу для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды. Для автомобилей типичной является дорожная и экологическая безопасность. Под живучестью или отказоустойчивостью понимается свойство изделия и системы его эксплуатации противостоять критическому развитию ситуации в момент и после возникновения отказа. Сочетания свойств безотказности и ремонтопригодности характеризуется готовностью изделия к выполнению заданной функции. Имея отчетные данные или ведя наблюдение за изделием можно дать вероятностную характеристику свойствам надежности, а также оценить закономерности изменения технического состояния автомобиля. Эти характеристик необходимы для решения практических вопросов организации ТО и ремонта автомобилей, в частности для определения нормативов ТЭА. 3 Реализуемые показатели качества автомобилей и парков Для количественной характеристики стабильности ТЭС автомобиля используются реализуемые показатели качества автомобиля и парка. 3.1 Реализуемые показатели качества автомобиля среднее значение определенного показателя за заданную наработку (t или l): П к (t, l) = n j 1 Пкj nj, (3.1) n где Пкj j 1 сумма показателей качества по группам наработки j; nj число групп
15 15 Так используя формулу (3.1) и данные, представленные в табл. 3.1 можно рассчитать значения реализуемого показателя качества, например за наработку 150 тыс. км. Пк (150) = ( )/3=86 % Пк (350) = ( )/7=66 % Обобщающим показателем качества автомобиля является изменение рыночной цены по мере его старения. Например, средняя рыночная цена автомобиля ВАЗ по сравнению с новым автомобилем (100 %) составляет по годам с начала эксплуатации: 2-й год 88 %; 4-й год 74 %; 6-й год 61 %; 8-й год 53 %; 10-й год 44 %; 12-й год 37 %; 14-й год 32 %. Этот показатель используется при определении момента замены автомобиля на новый или подержанный, но имеющий меньшую наработку с начала эксплуатации. Таким образом, можно управлять реализуемыми показтелями качества автомобиля в эксплуатации, приобретая автомобили с более высокими начальными значениями показателей качества, более стабильными в эксплуатации. 3.2 Реализуемый показатель качества парка В реальном автомобильном парке одновременно могут находится автомобили одной модели, но разной наработки (пробега, возраста) с начала эксплуатации. Под возрастной структурой парка понимается количественное или процентное распределение автомобильного парка по имеющимся возрастным группам (рис. 3.2). Удельный вес (а ij )автомобилей данной возрастной группы j в парке в момент времени i (например, в 2001 г.) можно определить как : а ij = А ij / А j, (3.2) где Аi размер парка в момент времени i; Аij количество автомобилей j й возрастной группы в момент времени i.
16 16 Рис. 3.2 Гистограмма распределения парка по возрастным группам j в i-й момент существования парка (j= 1 6) При этом i j 1 аij = 1,0 (или 100 %). Если количество автомобилей в разных возрастных группах неодинаково, то следует определить реализуемый показатель качества парка (рис. 3.2): П кi n j 1 ( Пкj а ij ), (3.3) т.е. сумма произведений показателя качества автомобиля Пкj в каждой возрастной группе j и удельный вес этой возрастной группы парка аij в конкретный календарный момент существования парка i. Учет календарного момента существования парка i необходим, так как удельный вес автомобилей различных возрастных групп в парке меняется во времени в зависимости от соотношения размера поставок и списания или продажи автомобилей. В результате могут меняться и реализуемые показатели парка. При внутрихозяйственном учете возрастной структуры парка и определении реализуемых показателей качества рекомендуется принимать интервал
19 19 растной группы автомобилей. Чем выше удельный вес группы автомобилей со значительном сроком эксплуатации, тем ниже значения реализуемого показателя качества парка. Зная возрастную структуру парка, с целью повышения реализуемого показателя качества парка, ею можно управлять за счет обновления парка автомобилей. Тема следующего занятия лекция 6 на тему «Показатели надежности сложных систем» Задание на самостоятельную работу: Изучить и законспектировать: 1 Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для ВУЗов. 4-е изд., перераб. и дополн. /Е.С. Кузнецов, А.П. Болдин, В.Н. Власов и др. М.: Наука, 2001 С Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для ВУЗов. 2-е изд., перераб. и дополн. /Г.В. Крамаренко М.: Транспорт, 1983 С. 9-12,