Расчет массы прицепа для авто
Таблица-калькулятор для расчета категории прицепа
И снова всем здравствуйте)))
Искал разные статьи и правила…законы, по которым можно узнать какой прицеп вы можете возить без категории»Е». В некоторых статьях ответы были не однозначны…а в некоторых исчерпывающие)))
Но вот случайно нашел сайт с КАЛЬКУЛЯТОРОМ расчета категории))
Для этого нужно всего лишь СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ ТС
Вот собственно ссылочка на калькулятор
Для прицепов максимально разрешенной массой до 750кг этот калькулятор не нужен))
Комментарии 31
Обращаю внимание! У меня авто массой без нагрузки 2028, полная масса 2530, я всегда считал что на B категории могу таскать только 3500-2530=ДО 970 кг — т.е. прицеп максимальной массой 969 кг.
Но калькулятор считает мне до 1472 кг. Мне кажется он неправильно считает, не от той массы, так что не надо вводить людей в заблуждение
Я только что вставил ваши значения: 2530-максимальная масса и 2028-масса без нагрузки и калькулятор выдал 970кг)))так что все верно)))) Пересчитайте еще раз)))))
…о как. 1907 разрешено))) хотя категория Е у мну есть)))
а можно цифири по машине и прицепу?)))
…считал как приведено ниже машинка 1593 полная масса
…о как. 1907 разрешено))) хотя категория Е у мну есть)))
неа! не 1907! а 1185))) прицеп не может весить больше пустого авто))иначе категория))
…ааа, значит не правильно посчитал. А так категория есть))). Спасибо за инфу
)))))что-то этот калькулятор сбивает людей с толку))))
Мне пишет, что не нужна категория «Е»…)
значит все гуууд)))) у вас машина полной массой 2720! 3500-2720=780кг))))
А щас чего — то опять, не понял! Посмотрел еще раз калькулятор внимательно и пишет:
«Вы можете эксплуатировать прицеп с разрешенной массой до
750
кг. БЕЗ КАТЕГОРИИ «Е»*
Нифига. не понимаю!
Значит вы можете таскать прицеп не более 750кг! (т.е. на прицеп 750кг вам категория не нужна!) А ваш прицеп больше! поэтому или смена тягача или открытие категории или прицеп легче!
В общем завтра, я в ГАИ поеду, буду выносить им мосГ))
думаю они ответят так же)))
Пусть ответять, но это уже официально)
ахаха…можно как я делал при переоборудовании своего авто из Д в Б))).когда с готовыми доками приехал в ГАИ (было все и свидетельство и прочие бумаги) …прохожу техосмотр и тут меня почти заластали)))))В свидетельстве о регистрации-то еще Д стоит, а в правах только Б)) вот тут еле уболтал сделать вид, что я не заезжал))))Просил мужика с категорией пройти мне линию)))))ахаха…и это в первый день отпуска, когда вещи уже в машине были)))хотели права забирать!ггг. (знали бы они, что я так с мая по август 2012 года так ездил, хрен отдали бы)))))
Значит удача в тот день, была на твой стороне))
ахаха…удача и символическая сумма денег)))))
Разрешенная максимальная масса прицепа: что это и как узнать
Всем привет! Хочется внести некоторые пояснения в вопрос о массе автоприцепа. Сегодня вы узнаете не только о том, что же такое разрешенная максимальная масса прицепа, но также и сможете взглянуть на некоторые другие важные аспекты.
Чаще всего этот вопрос задают с целью узнать, можно ли будет управлять тем или иным прицепом без категории Е, и хватит ли водителю его текущей категории В.
Ведь если масса окажется больше допустимой для самой базовой водительской категории, придется вносить изменения в права. А это дополнительные траты по времени, деньгам, необходимость проходить обучение или сдавать экзамены.
Понятия о массе
Для начала о том, что это такое, и как стоит понимать понятие разрешенная максимальная масса прицепа.
В отношении автоприцепов стоит выделить несколько основных понятий:
И тут есть разделение на 4 категории, в зависимости от показателей полной массы.
Первые две предназначены в основном для легкового автомобиля, а вторые для грузового автомобиля.
Самыми популярными являются автоприцепы до 750 кг, поскольку именно они подходят для любого легкового буксируемого автомобиля.
В этом случае соотношение массы автомобиля и прицепа не учитываются. При покупке такой конструкции автомобилисту достаточно имеют обычную категорию В в своих правах.
Более подробно о категориях прав на прицеп можете почитать в нашем предыдущем материале. Просто перейдите по закрепленной ссылке.
Где искать информацию
Случается и так, что водитель приобретает автоприцеп, но при этом не знает, о какой предельной разрешенной массе идет речь в его конкретном случае. Какие показатели не должна превышать максимальная масса, и не придется ли ему из-за покупки не того прицепа вносить изменения в действующие права.
Тут есть несколько основных источников.
Такие данные никто не скрывает, а потому узнать их предельно просто. Нужно лишь задаться соответствующей целью.
Напоследок
Выбирая себе прицеп для машины, учитывайте не только ваши пожелания, потребности и финансовые возможности.
Первым делом взгляните, позволяет ли вообще ваш автомобиль буксировать автоприцеп. Хотя основная масса машин имеет такие функции, но все же встречаются и такие модели, на которые с завода установка фаркопа, как и подключение прицепа, не предусмотрены.
Еще приобретаемая колесная конструкция должна соответствовать буксировочным возможностям транспортного средства. Речь идет о способности машины потянуть за собой тот или иной груз.
Сам по себе прицеп является очень полезным дополнением к автомобилю. Но он же накладывает на водителя дополнительную ответственность, усложняет процесс управления, меняет поведение машины на дороге. И к этому следует быстро адаптироваться. У вас поменяется тормозной путь, радиус разворота и многое другое.
Как вы относитесь к прицепам и часто ли их используете? Из-за чего решились на его покупку, и насколько она себя оправдала?
Будет очень интересно почитать ваши ответы и обсудить некоторые из них.
Расчет массы прицепа для авто
Вопрос: У меня права категории «B» и машина Honda CR-V, полная масса которой составляет 1960 кг. С каким прицепом мне можно ездить?
Ответ: Поскольку масса автопоезда (автомобиль + прицеп) не должна превышать 3500 кг, в данном случае максимально разрешенная полная масса прицепа может быть 1540 кг. То есть, подходит как легковой прицеп (с полной массой 750 кг), так и прицеп с тормозом (например, модель 370P15H с полной массой 1500 кг) – и не нужно никаких дополнительных категорий.
Вопрос: У меня права категории «B» и машина Toyota Land Cruiser, полная масса которой составляет 2850 кг. С каким прицепом мне можно ездить?
Ответ: Максимально разрешенная полная масса прицепа может быть 750 кг. Несмотря на то, что по подсчетам получается 650 кг, в законе прописано исключение для легковых прицепов – их можно использовать в паре с любым автомобилем с полной массой до 3500 кг. Если же требуется большая грузоподъемность, стоит задуматься о получении категории «B 96 «. Экзамен не представляет особенных трудностей – нужно сдать только часовое вождение, теория не требуется: http://www.mnt.ee/index.php?id=14495
Вопрос: В техпаспорте моей машины указано, что максимальная масса прицепа без тормозов может быть 600 кг. Могу ли я ездить с прицепом 750 кг?
Ответ: Можете. Однако не стоит забывать, что реальный вес прицепа вместе с грузом в данном случае не должен превышать 600 кг*. С тормозными приципами действует аналогичная логика.
* Закон о дорожном движении: § 34. Перевозка пассажиров и грузов
(11) Фактическая масса прицепа в составе автопоезда не должна превышать максимальную массу прицепа, определенную при регистрации тягача.
ОдноFAQопост: Алгоритм выбора категории ВУ для буксировки прицепа
Пояснения к статье:
Текст взят из источника по ссылке ниже, я сам не являюсь большим специалистом в этом вопросе (как говорится, «мопед не мой» (с) ), поэтому лучше за подробностями обращаться к первоисточнику, тем более там под статьей есть раздел вопросов/ответов
Данная статья применима к владельцам ВУ с категорией B и/или BE
Для владельцев ВУ категорий С или D требуется подкатегории CE и DE, соответственно вместо BE. (комментарий от serjik152)
Категории «B» достаточно, если:
а) Разрешенная максимальная масса прицепа не более 750 кг + автомобиль категории «B».
б) Разрешенная максимальная масса прицепа больше 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, если общая разрешенная максимальная масса такого состава (автомобиль + прицеп) не превышает 3500 кг.
В остальных случаях требуется категория «E».
1) Масса автомобиля без нагрузки: 700 кг
Разрешенная максимальная масса прицепа: 730 кг
Требуются права категории «В» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа меньше 750 кг)
2) Масса автомобиля без нагрузки: 750 кг
Разрешенная максимальная масса прицепа: 950 кг
Требуются права категории «BE» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа больше 750 кг, а также больше массы автомобиля без нагрузки)
3) Масса автомобиля без нагрузки: 2800 кг
Разрешенная максимальная масса прицепа: 850 кг
Требуются права категории «BE» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа больше 750 кг, и общая разрешенная масса прицепа и автомобиля более 3500 кг)
4) Масса автомобиля без нагрузки: 2800 кг
Разрешенная максимальная масса прицепа: 740 кг
Требуются права категории «В» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг)
5) Масса автомобиля без нагрузки: 1600 кг
Разрешенная максимальная масса прицепа: 2000 кг
Требуются права категории «BE» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа превышает массу автомобиля, и общая разрешенная масса прицепа и автомобиля более 3500 кг)
6) Масса автомобиля без нагрузки: 1450 кг, грузоподъемность автомобиля: 600 кг
Разрешенная максимальная масса прицепа: 1430 кг
Требуются права категории «В» (т.к. максимальная разрешенная масса прицепа меньше снаряженной массы автомобиля и общая разрешенная масса прицепа и автомобиля меньше 3500 кг)
7) Масса автомобиля без нагрузки 1650 кг, грузоподъемность автомобиля 750 кг
Разрешенная максимальная масса прицепа: 1425 кг
Требуются права категории «BE» (т.к. разрешенная максимальная масса прицепа меньше массы снаряженного автомобиля, но общая разрешенная масса прицепа и автомобиля больше 3500 кг).
На основании чего все эти правила, где это написано?
Это написано в ПДД. Открываем Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:
«Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее — право на управление транспортными средствами):
…
категория „BE“ — автомобили категории „B“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории „B“, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов»
Кроме того, категории водительских удостоверений определены Венской конвенцией о дорожном движении, а конкретно пунктом 8 приложения 6 «Национальное водительское удостоверение» к Венской конвенции:
8. Водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами следующих категорий:**
А мотоциклы;**
В автомобили (за исключением транспортных средств, относящихся к категории А) разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг; автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3 500 кг;**
С автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг; автомобиль категории С, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;**
D автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобиль категории D, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;**
BE автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобиль категории В, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3 500 кг;**
СЕ автомобиль категории С, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;**
DE автомобиль категории D, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.**
Разрешенная максимальная масса указывается в свидетельстве о регистрации («техпаспорте») автомобиля. У некоторых внедорожников и микроавтобусов это значение больше 2750 кг, т. е. вместе с прицепом разрешенной максимальной массой 750 кг более 3500 кг. Это дает повод некоторым сотрудникам ГИБДД неправомерно привлекать водителей к административной ответственности. В целях недопущения подобных фактов в 2009 году ГИБДД выпустило указание № 13/5-16 с разъяснениями по данному вопросу.
Указание ДОБДД МВД России от 02.02.2009 г. № 13/5-16
В настоящее время участились обращения граждан в Департамент ОБДД МВД России о неправомерном привлечении их к административной ответственности за управление составом транспортных средств, включающим автомобиль категории «В» и прицеп, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, в случаях, когда общая разрешенная максимальная масса такого состава превышает 3500 кг, без разрешенной категории «Е» в водительском удостоверении.
В целях недопущения подобных фактов при применении административного законодательства разъясняю следующее.
Пункт 8 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 1396, применяется исключительно в случаях, когда разрешенная максимальная масса прицепа превышает 750 кг. В случае, когда разрешенная максимальная масса прицепа не превышает 750 кг, применяется пункт 7 указанных Правил.
Таким образом, водители, имеющие право управления транспортными средствами категории «В», «С» или «D», могут управлять ими также при наличии прицепа, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, независимо от общей разрешенной максимальной массы такого состава транспортных средств.
Данное толкование полностью соответствует положению Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября, 1968 года), согласно которому автомобиль категории «В» может буксировать легкий прицеп (разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг); он может также буксировать прицеп, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, если общая разрешенная максимальная масса такого состава не превышает 3500 кг.
Данные разъяснения довести до сведения сотрудников Госавтоинспекции с принятием зачетов по применению указанных положений нормативных правовых актов.
Главный государственный инспектор
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
генерал-лейтенант милиции В. Н. Кирьянов
Ответственность за отсутствие открытой категории E в водительском удостоверении
Если для управления автопоездом требуется категория BE, но в вашем водительском удостоверении она не открыта, то управление таким автопоездом приравнивается к езде без прав (КоАП 12.7 ч.1): штраф 5000-15000 рублей. К тому же водитель отстраняется от управления транспортным средством (статья 27.12 КоАП), а транспортное средство отправляется на штрафстоянку (статья 27.13 КоАП).
Берем на буксир
16 вопросов о прицепах для легковых автомобилей
1) Какие нужны права, чтобы ездить с прицепом?
По действующему, на данный момент, законодательству, прав с категорией «В» достаточно, если разрешенная максимальная масса буксируемого прицепа не превышает 750 кг. Либо если разрешенная максимальная масса прицепа не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В», а разрешенная максимальная масса такой комбинации транспортных средств не превышает 3 500 кг.
В случае же, когда прицеп или состав «автомобиль+прицеп» в эти рамки не вписываются, придется открывать в правах дополнительно категорию «Е». В среднем по Петербургу, стоимость обучения составит 8 000-10 000 руб., срок обучения – около полутора месяцев.
2) Прицеп можно использовать с любым автомобилем?
Да, если его разрешенная максимальная масса не превышает массу снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В». Что касается прицепного узла – фаркопа, то технически его можно поставить на любую машину.
3) Как нужно дооборудовать автомобиль, чтобы использовать прицеп?
Это, как уже упоминалось, установка фаркопа, а также выведение дополнительной электропроводки для световых прибо-ров (габаритов, поворотников и стоп-сигналов) прицепа.
4) По каким параметрам подбирается прицеп к автомобилю?
Прежде всего, нужно ответить на вопрос: для чего вам нужен прицеп – возить доски-кирпичи, гидроцикл или катер? А может, мобильный дачный домик? Далее внимательно читаем техниче-ские характеристики прицепа и оцениваем, вписывается будущий состав в категорию «В» или нет.
Нелишним будет ознакомиться и с инструкцией к своему автомобилю, где присутствует пункт «максимальная масса буксируемого прицепа оборудованного/не оборудованного тормозами». Эти сведения можно поискать в Интернете или позвонить на дилерскую станцию. После этого делаем выбор.
5) Каковы особенности езды с прицепом?
Вообще-то, прицеп, особенно загруженный, ощутимо снижает разгонную динамику машины и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
Тормозить надо плавно – независимо от того, порожний прицеп или груженый. Важно соблюдать дистанцию до идущей впереди машины. Перед поворотом снижать скорость лучше заранее, а его самого проходить «внатяг». Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их «складывание».
На больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону. Согласно ПДД, максимальная скорость легкового автомобиля с прицепом вне населенных пунктов на автомагистралях не должна превышать 90 км/ч, на остальных дорогах – 70 км/ч.
При езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. При этом большой прицеп ухудшает задний обзор.
Так, в салонное зеркало, например, становится уже ничего, кроме собственного прицепа-дачи, не видно. Правда, в случае необходимости можно установить дополнительные, так называемые караванные, зеркала заднего обзора. Они устанавливаются либо на капот автомобиля, либо на штатные зеркала заднего обзора. С прицепами с большой площадью кузова – такими, как прицеп-дача или тентованный грузовой – надо проявлять осторожность при движении в сильный ветер.
6) Как правильно загружать прицеп?
Груз следует размещать равномерно – таким образом, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой.
Смещение назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.
7) Может ли груз выступать за габариты прицепа?
Согласно гл. 23 ПДД РФ, груз не должен выступать сзади более чем на 2 м, в ширину – быть более 2.55 м, а высота прицепа с грузом должна быть не более 4 м от поверхности проезжей части.
При этом груз, выступающий за габариты транспортного средства спереди и сзади более чем на 1 м (или сбоку более чем на 0.4 м от внешнего края габаритного огня), должен быть обозначен опознавательными знаками «Крупногабаритный груз», а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, кроме того, спереди – фонарем или световозвращателем белого цвета, сзади – фонарем или световозвращателем красного цвета.
8) Что нельзя перевозить в прицепе?
Прежде всего, кого: людей. В том числе, и в прицепе-даче. Не допускается перевозить взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества. К таким де-юре относятся и канистра с бензином, и бытовой газовый баллон. Впрочем, де-факто их возят все, и инспекторы ГИБДД не придираются. Но если в прицепе целый склад ГСМ – инспектор может тормознуть на законных основаниях.
Кроме того, по предписанию п. 23.3. ПДД РФ, груз не должен ограничивать обзор, мешать управлению, нарушать устойчивость транспортного средства, закрывать внешние световые приборы и световозвращатели, регистрационные и опознавательные знаки, а также не препятствовать восприятию сигналов, подаваемых рукой. Также груз не должен создавать шум, пылить, загрязнять дорогу и окружающую среду.
9) Как прицеп влияет на техническое состояние и ресурс машины?
Поскольку прицеп – это всегда лишний вес, соответственно, это и дополнительная нагрузка на автомобиль: прежде всего, на двигатель и трансмиссию, износ которых, при прочих равных условиях, происходит быстрее.
Однако тут многое зависит от самого состава. Например, для большого внедорожника с пятилитровым мотором, который возит легкий прицеп с гидроциклом и седана С-класса, таскающего громоздкий прицеп-дачу, «допнагрузка» и ускорение износа будут разными. В первом случае они сводятся практически к нулю, а во втором станут заметны уже после двух-трех лет эксплуатации.
Ориентировочные цены на прицепы, руб.
Грузовой прицеп, полная масса от 450 до 2500 кг | от 20 000 до 160 000 |
Кемпинговый прицеп (в базовой комплектации) | от 250 000 |
Прицеп для перевозки мототехники | от 25 000 |
Прицеп для перевозки лодок, полная масса от 400 до 3500 кг | от 25 000 до 200 000 |
Прицеп для перевозки лошадей | от 150 000 |
Торговый прицеп-киоск | от 170 000 |
10) Насколько возрастает расход топлива автомобиля?
В среднем, расход топлива увеличивается от 5 до 15% и даже более. Но здесь многое зависит, опять-таки, от пропорций состава «мощность автомобиля – масса прицепа». Свой вклад вносят и условия езды: километраж по городу и по проселкам.
11) Нужно ли ставить на прицеп зимнюю/летнюю резину?
В России – не нужно. Тем более, что большинство новых прицепов, особенно отечественного производства, продаются у нас со всесезонной резиной. Но вот тем, кто собирается в путешествие в страны Евросоюза, стоит вспомнить про времена года: в ЕС для прицепов сезонная смена резины обязательна.
12) Предусматривается ли что-нибудь в конструкции на случай, если прицеп вдруг отцепится на ходу?
Для этого существует специальная аварийная тормозная система. Устроена она довольно просто: за фаркоп цепляется страховочный трос, который в нормальном режиме ослаблен. При нарушении сцепки с автомобилем и отсоединении прицепа трос натягивается и приводит в действие привод тормозных механизмов колес прицепа.
В электропроводке для прицепа присутствуют сигнальные лампочки в салоне автомобиля, сообщающие о присоединении-отсоединении прицепа.
13) Обязательно ли регистрировать прицеп в ГИБДД?
В ПТС содержится информация о марке и модели, а также идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Договор купли продажи является документом, подтверждающим право владения прицепом.
При регистрации владельцу выдается свидетельство и номерной знак.
14) Должен ли прицеп проходить техосмотр?
Должен. Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более пяти лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более пяти лет.
Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.
15) Нужно ли страховать прицеп?
Для прицепов – так же, как для автомобилей – требуется ОСАГО. Стоимость полиса на год составляет 711 руб. Кроме того, прицеп можно застраховать и по КАСКО. Такой полис обойдется, в среднем, в 2% от стоимости прицепа для риска «ущерб» и в 0.5% – по риску «хищение».
16) Надо ли платить за прицеп транспортный налог?
Нет. По ныне действующему законодательству, прицепы, как не относящиеся к самоходным транспортным средствам, транспортным налогом не облагаются.
Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе механического транспортного средства. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски (гл. 1 ПДД РФ).
По назначению прицепы для легковых автомобилей различаются как прицепы-дачи, грузовые, специализированные прицепы для перевозки различной техники (квадроциклов, гидроциклов, снегоходов, автомобилей, погрузчиков, мини-экскаваторов и т. п.) а также для перевозки лодок и катеров.
По грузоподъемности прицепы для л/а различаются на категории. О1 – это прицепы, максимальная масса которых не более 0.75 т; О2 – прицепы, максимальная масса которых свыше 0.75 т, но не более 3.5 т.
Основные элементы конструкции прицепа: рама, кузов, дышло и подвеска. Дышло представляет собой А-образный (или I-образный) горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На нем находятся узел сцепки, закрепляемый за фаркоп автомобиля, страховочные тросы, а у некоторых прицепов – складная или колесная подставка.
У прицепа может быть одна либо две и более осей. Для л/а прицепов применяют такие виды подвесок, как рессорная зависимая, пружинная зависимая, рычажно-пружинная независимая, резино-жгутовая независимая и торсионная независимая.
Прицепы для л/а могут оснащаться рабочей тормозной системой (гидравлической инерционного типа), а также стояночными и аварийными тормозами.